Как победить «Пингвина» и не попасть в «Минусинск»?

24 Апреля 2017

После запуска Penguin 4.0 и снижения порога попадания под санкции Яндекса игнорировать требования поисковых систем рискованно для всех, независимо от тематики и популярности ресурса. Какие превентивные меры следует предпринять, и что делать, если фильтры уже сработали, расскажем в статье.

Как это работает?

И Penguin, и “Минусинск” разработаны для борьбы с неестественными ссылками и теперь входят в основной алгоритм ранжирования поисковой выдачи Google и Яндекса соответственно. Под неестественными понимаются покупные ссылки, проставленные в целях SEO-продвижения на сомнительных сайтах и не несущие пользы людям. Это могут быть ссылки, как закупленные на бирже, так и размещенные в нетематическом контексте и спам-сообщениях. Также под подозрение попадают размещенные на других ресурсах ссылки с анкорами из ключевых слов, по которым продвигается сайт (например, “купить шкаф”).

Есть и отличия:

  • Penguin 4.0 не понижает позиции сайта, а обесценивает спам, причем, работает в автоматическом круглосуточном режиме и применяется к отдельным страницам. Это значит, что обновление информации о сайте происходит достаточно быстро.
  • “Минусинск” понижает положение сайта в среднем на 20 позиций (по небрендовым запросам), а снятия санкций в отдельных случаях приходится ждать более полугода (срок зависит от скорости переиндексации сайта).

Чтобы выйти из-под санкций, требуется убрать все ссылки, которые не нравятся поисковым системам. Восстановления прежних позиций в выдаче никто не гарантирует.

Как не попасть?

В первую очередь, следует с большой осторожностью подходить к закупке ссылок. Поясним: не каждая покупная ссылка обязательно является неестественной. Поисковики понимают, когда речь идет о гостевом постинге на тематическом ресурсе с приличной репутацией, и оценивают релевантность ссылки контенту. Впрочем, при размещении ссылок рекомендуется использовать тег nofollow. Также не стоит переживать из-за ссылок в каталогах и агрегаторах (работающих, а не созданных для размещения спама).

Если неестественные ссылки уже есть, следует избавиться от них, не дожидаясь санкций. Но нужно помнить, что уменьшение ссылочной массы может сказаться на позициях в поисковой выдаче. Поэтому следует либо постепенно удалять ссылки, наращивая число естественных, либо компенсировать потерю поискового трафика другими источниками.

Метод удаления ссылок зависит от системы, в которой ведется продвижение:

  • Яндекс. С временными ссылками все просто: вы перестаете за них платить, и проблема исчезает сама собой. Иная ситуация с вечными. Все, что можно сделать, это обратиться к веб-мастерам сайтов, на которых размещены ссылки, с просьбой об удалении. К сожалению, не все идут навстречу, а в сложных случаях владельца ресурса вообще невозможно найти. Поэтому рекомендуется сохранять переписку: если ваш сайт все-таки попадет под санкции, для технической поддержки Яндекса это послужит доказательством попытки исправить положение дел.
  • Google . Этот поисковик позаботился о владельцах сайтов еще в 2012 году и предложил инструмент отклонения ссылок (Disavow Tool). Он позволяет сформировать список ссылок, которые не должны учитываться при ранжировании. Конечно, в идеальном варианте неестественные и сомнительные ссылки лучше убрать, но если это невозможно, поможет отклонение. Не стоит рассчитывать на то, что Penguin 4.0 сам узнает ссылки и просто перестанет их учитывать, поскольку остается риск попадания под ручные санкции.
  • Яндекс + Google. Если важны позиции в обеих поисковых выдачах, не лишним будет морально подготовиться к временной потере имеющегося положения в одной из них.

Все эти действия обычно предпринимаются после попадания под санкции, однако постепенное совершенствование ссылочной массы снизит риск привлечения такого внимания поисковиков.

Если уже попали

Во-первых, следует убедиться, что падение позиций связано именно с работой этих алгоритмов. Фильтров и у Яндекса, и у Google много, и сайт может быть наказан, к примеру, за переоптимизированные тексты. Главный признак “Минусинска” – существенное падение позиций (до 20 пунктов). Также можно обратиться в техническую поддержку и уточнить, какой фильтр был применен.

Далее остается только снимать ссылки, фиксируя доказательства этой работы: когда и к кому обращались, что удалено, что убрать невозможно. Эту информацию понадобится предоставить при обращении в техподдержку с просьбой о снятии санкций.

Следующий этап – написать и ждать. Google реагирует достаточно оперативно, и от санкций можно избавиться в течение пары недель. Яндекс, как уже упоминалось, не торопится.

Как показывает практика, санкции грозят всем, кто превышает допустимое соотношение естественных (полезных) и спам-ссылок (Яндекс называет 10/1). И от спама в любом случае надо избавляться, находится ли сайт под фильтром или еще нет. Ссылки, конечно, необходимы, но намеки поисковиков на их качество уже недвусмысленны.